Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Донской обители включает в себя следующие храмы и здания:

Малый собор (1591-1593 гг.).

Первым сооружением на территории Донского монастыря, является так называемый Малый собор, построенный в 1591-1593 гг. в честь Донского образа Богородицы. Собор выполнен в стиле типичной  русской храмовой архитектуры XVI в. и первоначально состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников. Завершили ансамбль храма пристроенные в 1677-1678 гг. приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата, а впоследствии – Трапезная часть (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.)

В 1785 году собор расписывал итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. мч. Татианы в старом Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника близ Таганки.Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И. Баженова.

В 1930 гг. собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена.Однако с 1946 г. богослужения в храме возобновились. Кроме того, по благословению Патриарха Алексия I в Малом соборе, приписанном тогда к храму Ризоположения на Донской улице, была установлена мировареная печь. Мироварение в Малом соборе Донского монастыря продолжается и поныне, именно отсюда распределяется миро по всем приходам Русской Церкви.В Малом соборе Донского монастыря 12 апреля 1925 г. был погребен свт. Тихон, Патриарх Всероссийский. После обретения и перенесения в 1992 году честных мощей Святителя в Большой собор монастыря, над местом его погребения в Малом соборе возведена изукрашенная сень.

Престольный день: 01 сентября.

 Большой собор (1686-1698 гг.).

Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Строительство нового храма во имя иконы Донской Божией Матери было начато при архимандрите Никоне по обету царевны Екатерины Алексеевны при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1683 году и продолжалось до 1686 года, к этому времени храм возвели до глав. В 1692 году при наместнике монастыря архимандрите Антонии строительство продолжилось. Одновременно в Посольском приказе начались работы по изготовлению иконостаса.

 21 августа 1698 года новый собор был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.

Главным украшением храма являлся семиярусный резной иконостас работы мастеров Посольского приказа и Оружейной палаты.

Работы по благоукрашению храма велись и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на светлом фоне стен. В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы нового собора, в таком виде они сохранялись до 1802 года.

В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время.

В 1786 году закончены работы по росписи храма художником Антонио Клаудо. Классические росписи стен органично вписались в интерьер древнего храма. Программа росписи была составлена известным архитектором Василием Ивановичем Баженовым. По программе евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи следовали привычной иконографии: в куполе помещалось Изображение Бога, в парусах – изображения Евангелистов или их символы (в Большом соборе каждый из Евангелистов изображен со своим символом). На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Поскольку  художник был иноверец, то росписи в алтаре не было. Росписи в алтаре были выполнены в 1990-е годы.

В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Описание того, что происходило в Донском монастыре во время нашествия французов опубликовано в кн. «Русский архив» за 1891 г., кн.3 №10. Французы разместились по кельям, а теплую церковь (Малый собор) превратили в конюшню. В алтаре ночевали коровы, привязанные к престолу. В Донском монастыре богослужения не велись, так как не было ни одной свободной церкви. Вскоре монахи по 5-6 человек бежали из монастыря, остались только ризничий, свечник и два престарелых монаха, которые жили в монастыре до возвращения братии.

Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 г. на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 00 рублей деньгами и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все местные иконы, кроме образа Донской Богоматери.

В подклете Большого собора в 1712-1714 гг. был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта (усыпальница) для захоронения церковнослужителей. Вход в крипту был по внутристенной лестнице из алтаря собора. Основание храма связано с семейными захоронениями представителей рода имеретинского царя Арчила Багратиони.

В 1705 году наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений.

В 1711 году в крипте Большого собора был захоронен царевич Александр, сын царя Арчила и один из сподвижников царя Петра в деле становления русской артиллерии. Здесь же в крипте перезахоронили еще двух сыновей царя Арчила – Давида, скончавшегося в 1688 году, и Мамуку, скончавшегося в 1693 году, ранее захороненных в Новодевичьем монастыре.

Храм во имя Сретения Господня был освящен 24 сентября 1712 года. Спустя год в храме похоронили самого Арчила. Его дочь Дарья Арчиловна на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы и Нового собора.

Над гробницами царственных особ были размещены иконы в богатых окладах. Здесь же у внутренней лестницы в был похоронен архимандрит Лаврентий.

В 1732 году в Сретенском храме был заново сделан иконостас, простоявший до 1781 года, когда он был заменен на новый классического стиля. По разрешению Святейшего Синода в 1786 году храм был поновлен: заделаны трещины в стенах, устроен новый пол и навешаны новые входные дубовые двери. Новый дубовый иконостас был сделан в главном алтаре, а иконы для него написал Антонио Клаудо, расписывавший интерьер Большого собора. После 1812 года иконостас Сретенского храма был поновлен на средства княгини А.И. Багратион (1832 г.).

Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, лица из грузинского и греческого духовенства.

В 1985-1986 годах в храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы. Археологи восстановили места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках.

В настоящее время Сретенский храм был восстановлен и освящен  в 2013 году.

Престольный день: 01 сентября.

 

Надвратная церковь
Тихвинской иконы Божией Матери
(1713-1714 гг.).

К XVIII столетию относится создание сегодняшнего вида двух основных входов в монастырь – Северных и Западных врат.

В 1713-1714 гг. над Северными вратами монастыря была построена Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, а к 1753 году завершилось устройство прекрасной колокольни над Западными вратами, служащими в наши дни главным входом в обитель. Внутреннее пространство храма Тихвинской иконы Божией Матери в настоящее время находится на стадии отделки и благоукрашения. Службы здесь совершаются несколько раз в год.

Престольный день: 09 июля.

Колокольня (1730-1753 гг.).

Вопрос о строительстве новой колокольни встал в конце XVII века в связи с окончанием строительства нового соборного храма, масштабам которого не соответствовали имеющиеся колокольни у Малого собора и над северными воротами. Вероятно, отсутствие средств заставило отложить начало работ по сооружению новой колокольни почти на треть века.

Первое упоминание о новой колокольне относятся к марту 1730 года, когда архимандрит Илларион обратился к Императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна не ответила на просьбу архимандрита и пришлось собирать средства «на колокольное строение» у богатых прихожан. В 1730 году милитийская царевна Дарья Арчиловна пожертвовала на строительство колокольни тысячу рублей, двадцать рублей были пожертвованы графом Головкиным, канцлером А.Б. Куракиным вложено двести рублей на новое строительство. На помин души генерал-аншефа Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова его родные пожертвовали на строительство колокольни сто рублей.  Из дома Льва Нарышкина (1664-1705), владельца Тульских железоделательных заводов, по указу его сына Александра Львовича было отпущено на строение колокольни 100 пудов железа.

Судя по документам, к строительству колокольни приступили в 1730 году : «1730 г. Июля 21 по приказу отца архимандрита Иллариона к строению новых ворот, на которых будет строиться колокольня, призван архитектор иноземец Ив.Ив. Шейден для размеру и чтобы ему быть у надсмотру онаго строения. Поднесено архитектору 15 рублев. И по размеру его ров копать начали тогож числа».

Следующая запись гласит: «1730. Начато строить новыя колокольня, чтобы быть на вратах от западная стороны, а по намерению, чтоб под тою колокольней была церковь. И для оного нового строения старые ворота разобраны все и бут выбран и фундамент весь очищен для того, по усмотрению архитектора иноземца Андрея Иоакимовича сына Трезина, что оной старый фундамент был не тверд и такова большаго здания не подымет; а оное дело старым воротам разобрание началось июня с 19, а окончилось июля 14. И июля с 22 начаты строить вновь ворота с нового фундамента, и по середине, на пяти саженях, против которого места быть церкви, по обе стороны биты сваи дубовые двуаршинные и бучено под все стены бутом на извести и защебенивано щебнем и заливано известью и стены зделаны с лица белым камнем с тескою, а изнутри делано кирпичем; и оных ворот сделано сентября по 16 число от земли в вышину 2 саж., а сводов не сведено, за умалением денежной казны, и тогож сентября 16 оное дело делать покинуто; и что построено и то покрыто тесом».

Западные ворота с надвратной колокольней были построены на месте ранее существовавших. Ворота начали строить по проекту А.И. Трезини под наблюдением арх. И.И. Шейдена в 1735 году. Возведение колокольни над воротами продолжили по проекту арх. Д.В. Ухтомского в 1750-1753 годах, которому были заплачены деньги за проект. Фактическим строителем колокольни был его ученик Алексей Петрович Евлашев.

В 1755 году в нижнем ярусе колокольни был освящен храм во имя прп.Захария и Елизаветы, упраздненный при Екатерине II. В основании ворот по обе стороны от проездной арки в сводчатых помещениях были квартиры учителей духовного училища и служащих цензурного комитета, который размещался в монастыре с 1799  до 1827 года.

В 1980-е годы Музеем архитектуры проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный облик барочной постройки середины XVIII века. Однако полная отделка фасадов из-за отсутствия средств не была  закончена.

Внутреннее убранство  верхних помещений ворот и церкви было утрачено полностью. При проведении ремонтно-реставрационных работ были обнаружены фрагменты печных изразцов, которые были употреблены в засыпке пазух сводов. По предварительной оценке большая часть изразцов относятся к началу XVIII века.

В середине 1990-х годов храм был освящен и в нем ведутся службы. Тогда же в проездной арке ворот художницей Н.П. Ермаковой были выполнены росписи с сюжетами из истории монастыря. На южной стене помещены сюжеты, связанные с основанием монастыря, а на северной отражены события, связанные с пребыванием Патриарха Тихона в Донском монастыре в 1920-х годах и чудесным обретением его мощей.

Престольный день: 18 сентября.

Больничная церковь
Архангела Михаила (1714 г.).

Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 годах по проекту арх. И.В. Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой.

Однако на месте Михайловского храма ранее существовала больничная церковь. И.Е. Забелин опубликовал документ, относящийся ко времени ее строительства «…1714 февраля 3, в Донском монастыре в церкви Сергия Чудотворца, что в приделе, погребен Майор Ефим Иванович Дурново. И отец его стольник Иван Иванов сын Дурново да мать его Пелагея Алексеева в вечное поминовение его сына своего Ефима и родителей своих начали в Донском монастыре своею казною строить церковь каменную во имя Преподобного отца нашего Евфимия Великого. А при той церкви каменныя ж больничныя кельи; а начата оная церковь и больничныя кельи строить мая с 1 числа нынешняго 714 году. А совершилась церковь и больничныя кельи каменным зданием октября 1 числа 1714 года, а освящена генваря в 20 день 1715 года».

Вновь построенная церковь имела шатровое завершение, как это видно на гравюре начала XVIII века, выполненной по рисунку П. Пикара. В описях монастыря упоминается, что в храме был пятиярусный иконостас и многочисленные иконы, «писаные золотом и красками». В 1720-х годах в храме был перезахоронен Ефим Иванович Дурново, его мать Пелагея Алексеевна Дурново и Мария Ростиславская.

В течение всего XVIII века храм неоднократно ремонтировали: в 1765 году производили починку кровли над алтарями, неоднократно вычиняли и сам шатер. В 1792 году архимандрит Платон сообщал в Московскую контору Святейшего Синода: «Церковь во имя Преподобного Евфимия и при ней больница, явшись, как по моему, так и по архитекторскому усмотрению, ветхими и склонными к падению, так что починкою исправить не можно; почему в первой отправлять священнослужение, а в последней жить больным весьма опасно… Того ради… покорнейше прошу помянутые ветхие церковь и больницу разобрав, построить вновь, и по совершении всего, освятить дозволить». В дальнейшем разобрали только шатер, а стены оказались достаточно крепкими, поэтому их только надложили и сделали белокаменные карнизы и цоколь. Одновременно перестроили и больничные кельи. Внутри храм также был отремонтирован и сделан новый иконостас.

Однако, обновленный храм простоял несколько лет и в 1805 году вновь встал вопрос о его ремонте. Однако состояние здания не позволяло ограничиться ремонтом. Средства на разборку храма и возведение на этом месте нового пожертвовала Анна Александровна Голицына. Одним из условий жертвовательницы было желание устроить в новом храме усыпальницу рода Голицыных, освятив новый храм во имя Архангела Михаила, который был тезоименинником ее супруга, но и являлся покровителем рода Голицыных. Проект был выполнен Иваном Васильевичем Еготовым, который в это же время строил главный дом в загородной усадьбе Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки).

Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые во множестве возводили в родовых усадьбах в конце XVIII века. Главный вход в храм был отмечен торжественным портиком. Впоследствии, в 1894 году по проекту арх. М.П. Иванова были пристроены каменный тамбуры с северного и южного фасадов, а также устроено новое крыльцо в трапезной части. Тамбур северного входа в храм был разобран в 1950-е годы.

Внутреннее убранство храма не сохранилось. С 1930-х годов в нем сохраняли скульптурные надгробия из храмов Донского монастыря, других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Долгие годы в храме находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов,  в храме  были проведены реставрационные работы. Художниками-реставраторами были раскрыты росписи в основной части храма и в трапезной. На западной стене трапезной была раскрыта композиция «Нагорная проповедь», выполненная в 1895 году.

В настоящее время подготовлен проект реставрации храма, включающий воссоздание иконостаса по материалам архивных исследований. Для этого иконостаса были подобраны иконы ХVIII-XIX веков из ризницы монастыря, которые в настоящее время также реставрируются в реставрационной мастерской монастыря.

Престольный день: 21 ноября.

 

Церковь св. преподобного
Александра Свирского (1796-1798 гг.).

Церковь преподобного Александра Свирского — круглый храм-усыпальница сенатора А. Н. Зубова. Небольшой храм-ротонда построен в 1796-1798 гг. на средства графа Николая Александровича Зубова над могилой его отца А. Н. Зубова.

Храм-ротонда в классическом стиле. Церковь пострадала во время событий 1812 г. и была восстановлена в 1820 году. Интерьер храма утрачен в 1950-х гг.

Престольные дни: 30 апреля и 12 сентября.

Церковь святителя
Иоанна Златоуста (1888-1891 гг.).

Двухъярусная церковь святителя Иоанна Златоуста с нижним храмом св. великомученицы Екатерины была построена в 1888-1891 гг. как усыпальница семьи Первушиных и освящена по именинам главы семейства купца первой гильдии Ивана Первушина.

В советское время в церкви размещалась фототека и фонды Музея Архитектуры.

Архитектор, скульптор, реставратор: А. Венсан.

Богослужения в этом храме весьма редки – по сложившейся монастырской традиции служба здесь совершается не каждый день, а лишь в дни престольных праздников. В нижнем храме в настоящее время располагается реставрационная мастерская Донского монастыря.

Престольные дни: 9 февраля, 27 сентября, 26 ноября.

Церковь св. прп. Иоанна
Лествичника (1898 г. – нач. ХХв.).

Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь.

Небольшой храм сооружен в русском стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками.

Реставрация 1991–1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас.

Престольный день: 12 апреля.

Церковь святителя Тихона,
Патриарха Всероссийского (1997 г.).

В конце прошлого – начале нынешнего столетий на месте бывших братских огородов были построены несколько новых храмов, выполненных в контексте общего архитектурного стиля монастыря: церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (1997 г.), церковь св. великомученика Георгия Победоносца (2000 г.) и церковь св. Александра Невского (2006 г.)

Церковь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского построена на месте бывших братских огородов в 1997 г.

Престольные дни: 07 апреля, 09 октября, 18 ноября, 04 декабря.

Церковь св. великомученика
Георгия Победоносца (2000 г.).

Церковь св. вмч. Георгия победоносца построена на месте бывших братских огородов в 2000 г.

Престольный день: 06 мая.

Церковь св. благоверного князя
Александра Невского (2006 г.).

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского построена на месте бывших братских огородов в 2006 г.

Престольные дни: 12 сентября, 06 декабря.

Стены и двенадцать башен
ограды (1686-1711 гг.).

Строительство стен и башен монастырской ограды было связано со строительством нового Большого собора во имя иконы Донской Божией Матери, который стал центром монастырского ансамбля.

Со времени основания монастыря, с конца XVI века, монастырь был обнесен деревянной оградой, в которой существовали двое проездных каменных ворот. Территория монастыря была небольшой, окруженная деревянным забором на 52 прясла, в окружности ограда имела  чем свидетельствует ее описание в монастырском летописце:

В 1686 году на средства из царской казны начато было строительство каменной ограды вокруг монастыря, Но вскоре финансирование строительства стен и собора было прекращено. Ограда была возведена лишь до половины. В 1697 архимандрит Антоний стал достраивать ограду на средства Ирины Симоновны Кирилловой, чей супруг был иноком Донского монастыря. В монастырском летописце 2205 (1697) июля 1 дня есть запись о строительстве ограды. Наместником монастыря в это время был иеромонах Арсений, в миру думной дьяк Яков Аверкиевич Кириллов. Его супруга Ирина Симоновна Кириллова на свои средства стала достраивать монастырскую каменную ограду и башни «по старому зачатому строению, что строение было построено вполы, ограда без перемычков и башни были ровны с оградою без сводов, а построено было от земли в вышину две сажени. (4, 32 м или 4, 26 м).

Таким образом, начали строить ограду в 1683 году, а достраивали в 1686.

Ограду строили по всем канонам русского оборонительного зодчества. Башни и стены имели бойницы, причем, в связи с развитием артиллерии, были сделаны отверстия для пушечных стволов. Угловые выносные башни на ¾ выходили из плоскости стен, чтобы была возможность их защиты. Вдоль всех стен изнутри существовали галереи, на которых в крепостях обычно находились стрельцы, а еще по галереям можно было обойти всю территорию монастыря. Первоначально галереи были открытыми, лишь в 1860 году на средства насельника монастыря архиепископа Евгения всю ограду покрыли железной кровлей по деревянным стропилам.

Однако, монастырские стены не строились как крепость, об этом свидетельствует декоративное убранство наверший стен и башен, на которых вместо боевых площадок появились нарядные гульбища, украшенные белокаменными гребешками, характерными для московского барокко конца XVII века.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов монастырская ограда была частично отреставрирована. Однако за прошедшие годы стены и башни значительно обветшали. Утрачена часть белокаменного декора, кирпичная кладка стен и башен  местами разрушена, в стенах появились сквозные трещины. Локальные ремонты не дают положительного эффекта.

Архимандритские покои
(Настоятельские покои, 1745-1750 гг.).

Дом настоятеля в Донском монастыре – небольшой двухэтажный домик довольно скромной архитектуры, но он примечателен тем, что в истории его строительства отразились особенности московской архитектуры конца XVIII века. Дом является хорошо сохранившимся образцом жилого дома Москвы, в которой почти не осталось домов этого периода, которые бы не подвергались перестройкам.

В 1749 году монастырские власти решили выстроить новый дом для настоятеля, который до этого времени проживал в кельях у западных ворот. Через год новый дом был построен и представлял одноэтажный каменный дом с деревянным мезонином. Главным фасадом дом был обращен к дороге, ведущей от святых ворот к Большому собору. Настоятельские кельи были по-барочному богато украшены: расписные двери и потолки являлись украшением интерьеров, выполненных для нового наместника монастыря, архимандрита Иоанна, являвшегося в то время ректором Московской Славяно-греко-латинской академии. Видимо, строительство нового дома для наместника было связано с намерением разместить в Донском монастыре это первое в России высшее учебное заведение, которое намеревались устроить в старом доме настоятеля.

В 1777 году при настоятеле Аввакуме Миланковиче (1743-1792) разбирают полностью второй этаж и заново его отстраивают по проекту архитектора Ивана Романовича Залусского, который в эти годы был штатным архитектором Донского монастыря. К осени 1780 года перестройка дома была полностью завершена: росписи парадных покоев были выполнены по эскизам художника Антонио Клаудо, который расписывал Большой собор, живописцем Антоном Ивановым, также работавшем над росписями галереи Большого собора. Барочную пышность интерьеров сменила  строгая отделка парадной анфилады. Деревянная лестница, освещенная световым фонариком, торжественно расходилась на два марша, ведущие в парадные помещения. Лестница также была нарядно украшена, изящные балясины были позолочены. Этот декор парадных сеней с небольшими изменениями сохранен до настоящего времени. Первый каменный этаж сохранил планировку и отделку помещений, характерных для середины XVIII века.

В 1896 году дом перестраивался, были приспособлены под жилье помещения нижнего этажа, исчезли росписи, вся отделка приобрела более строгий характер. В таком виде дом дошел до 1920-х годов, когда его приспособили под коммунальное жилье. В эти годы в доме появились дополнительные перегородки, но в целом он сохранял планировочную структуру XVIII века, что позволило восстановить интерьеры конца XIX века при проведении реставрационных работ в начале 1980-х годов.

В 2010 году в доме вновь начались реставрационные работы. При тщательном изучении  архитектуры дома  были раскрыты фрагменты архитектурного декора: потолочные карнизы и фрагменты монументальной живописи XVIII века в помещении столовой и буфетной. Живопись сохранилась под подшивными потолками XIX века.

В процессе производства работ в ряде помещений удалось восстановить карнизы XVIII века, укрепить фрагменты живописного плафона. Бригада художников-реставраторов Межобластного художественного научного реставрационного управления МК РФ под рук. художника-реставратора высшей категории М.Г.Чистякова провела полное раскрытие сохранившихся росписей и их укрепление.

Работы по дому наместника продолжатся и, возможно, нас ждут еще находки и открытия.

Братские келии (первая четверть XVIII в.).

Братские кельи 1754-1758 гг. постройки, надстроены в 1891 г. Они отделяют центральную часть монастыря от монастырского двора. Позже здесь разместилась монастырская гостиница. Во дворе расположены квасоварня (построена в 1792 г., перестроена в 1903 г.) и каретный сарай (1792 г.).

Сейчас половину всех помещений Братского корпуса занимают административные подразделения Донской обители.

Здание духовной семинарии (XVIII в.)

Здание Семинарского корпуса в современном виде было перестроено в 1873 году для Донского духовного училища по проекту архитектора Степанова.

Первоначально на этом месте у западных ворот стояли две небольшие кельи «над погребами». В 1729 году в описи монастыря значатся у западных ворот «…над погребами две палатки каменные крытые тесом на шесть скатов». Изначально в кельях находились покои наместника монастыря.

В 1734 году палаты были надстроены вторым этажом, причем над вторым этажом был устроен плоский деревянный потолок.

Большие изменения произошли в монастыре в 1747 году. 19 мая того же года Императрица Елизавета Петровна издала указ о переводе в Донской монастырь Славяно-греко-латинской академии из Заиконоспасского монастыря; в связи с этим настоятель Заиконоспасского монастыря Порфирий Крайский был назначен в Донской монастырь на место скончавшегося в марте 1747 года настоятеля архимандрита Кирилла. Постепенно в Донской монастырь стали переводить преподавателей Славяно-греко-латинской академии. 2 ноября 1747 года сюда перевели дьякона Стефана Савицкого, который был назначен библиотекарем и переводчиком книг  Св. Отец, для чего ему выделили отдельную келью. В это же время и других преподавателей перевели в Донской монастырь, их поселили в бывших кельях над погребами, в кельях казначейского корпуса и в помещениях западных ворот.

8 мая 1748 года наместником монастыря был назначен ректор Славяно-греко-латинской академии архимандрит Иоанн (Козлович). При нем были построены новые наместнические кельи у северных ворот, а старые были перестроены для последующего размещения в них классов Академии. Но Академия так и не была переведена в Донской монастырь, поэтому здание использовалось для размещения в нем казначея. Известно, что в 1750-е годы здание стояло пустое, отчего приходило в ветхость, в 1751 году деревянный третий этаж здания разобрали из-за его аварийности.

13 марта 1799 года последовал Указ императора Павла I о размещении Московского духовного цензурного комитета в Донском монастыре, здесь Комитет размещался вплоть до перевода его в Троице-Сергиеву Лавру в 1827 году. Почти 5 лет здание использовали как жилое, в нем размещались ризничий, казначей и другие монахи.

В 1834 году в Донском монастыре было образовано Духовное уездное училище, которое разместили в двухэтажном здании у западных ворот.  В феврале 1839 года архитектор Еремеев составил проект перестройки здания для размещения в нем училища, но этот проект не был осуществлен, так как монастырское начальство возражало и просило прислать для освидетельствования здания опытного архитектора.

В 1857 году в связи с обращением Московской духовной семинарии вновь встал вопрос о реконструкции здания, для чего планировалось надстроить третий этаж и разобрать все своды, заменив их на плоские деревянные перекрытия. Однако монастырское начальство было обеспокоено тем, что реконструкция изменит западный фасад монастыря, так как здание училища будет выше крепостных стен и первого яруса колокольни, а от строительства каменной ретирады между училищем и башней «может последовать и вред и безобразие».

2 июля 1873 года Временный строительный комитет при Донском Духовном училище, утвержденный для постройки Училищного дома отправил в Московскую Губернскую Управу проект нового здания, подготовленный арх. Степановым.

К строительству приступили в том же 1873 году. Проект был осуществлен с незначительными изменениями, касающимися только планировки здания. В таком виде здание дошло до наших дней. В первые послереволюционные годы в нем размещалось детское воспитательное учреждение с производственными мастерскими, на базе которых в 1920-е годы существовала кожгалантерейная фабрика им. Международного юношеского движения (МЮД).

 В послевоенные годы фабрика была закрыта и в училищном здании разместился один из проектных институтов Академии архитектуры СССР. С 1964 года и до начала 1990-х годов в здании находился Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезезенцева (ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева)

С 1992 года в здании находятся службы Донского монастыря и Московской Патриархии.

Настоятельская кухня (XVIII в.).

Здание настоятельской бани (кухни) было выстроено в северной части монастыря, вблизи Святых ворот одновременно с настоятельскими покоями в 1750 году.

Одноэтажный кирпичный домик скромной архитектуры построен по принципу жилых покоев: в центре здания – сени, по сторонам от которых располагались две жилых палаты. С западной стороны в одной из палат были расположены печь и котел для нагрева воды. В помещении, перекрытом цилиндрическим сводом, сохранились остатки печи и полка для котла. В одной из палат сохранился свод с распалубками над окнами.

В 1820-1850-х годах здание временно использовалось как баня для настоятеля.

В 1950-х годах в здании были проведены реставрационные работы, во время которых были восстановлены элементы декоративного убранства фасадов здания: наличники, дверной проем с восточной стороны. Тогда же был открыт первоначальный белокаменный цоколь, ранее скрытый под землей.

До конца 1850-х годов здание использовали под коммунальное жилье.

Настоятельская кухня является частью усадьбы настоятеля монастыря, которая до 1917 года отделялась от монастырского ансамбля деревянной оградой. Впоследствии визуальная связь с главным домом была утрачена,  в 1880-е годы  между двумя постройками встала церковь Иоанна Златоуста и вмч. Екатерины, усыпальница семейства Первушиных.

Горельефы Храма Христа Спасителя.

В восточной части крепостной стены Донского монастыря расположены шесть мраморных горельефов с Храма Христа Спасителя, уцелевших после его уничтожения. Темами скульптурных композиций являются библейские и исторические сюжеты, посвященные военным победам и борьбе с поработителями.
Эти шедевры созданы скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г.